Аутсорсинг. События уходящего года. Успехи

По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, мировая индустрия ИТ-аутсорсинга в 2012 году достигнет оборота $150 млрд. Но для этого отрасль еще должна распрощаться с теми вялыми темпами развития, которые наблюдались в последние двенадцать месяцев. Финансово-экономические завихрения существенно повлияли на картину аутсорсингового мира. Но это не значит, что теперь его рисуют темными красками.

Профессиональное сообщество весь год оценивает и обсуждает итоги крупных событий в своих сферах. На рынке ИТ-аутсорсинга такими в уходящем году стали крупные слияния и поглощения.

Вслед за покупкой EDS в 2008 году за 13,9 млрд. долл. компанией Hewlett-Packard, осенью 2009 о приобретении Perot Systems за $3,9 млрд. объявила компания Dell. По условиям соглашения, Dell приобретет у Perot Systems обыкновенные акции по цене $30 за штуку, что на 68% выше их цены на момент завершения торгов 18 сентября. Завершение сделки должно состояться не позднее января 2010 года. Благодаря этому приобретению американский гигант сможет расширить перечень ИТ-услуг и решений, а также существующую сеть Perot Systems по всему миру. За счет приобретенной клиентской базы Dell получит новых клиентов для поставок компьютеров. Суммарная выручка обеих компаний за последние четыре квартала составила $16 млрд., половину которой принесли услуги и поддержка клиентов, что явно говорит об усилении роли аутсорсинга и стремлении покупателя заявить о себе как о сильном игроке в корпоративном сегменте.

За 6,4 млрд. долларов осенью этого года также куплена компания Affiliated Computer Services. Покупателем стал… производитель офисной и типографской техники — корпорация Xerox, которая последние полтора года сетовала на падение продаж своей продукции. Отрицательная динамика бизнеса заставила попробовать себя в новых областях бизнеса — и вот оно, поглощение года, ставшее крупнейшей для Xerox покупкой. Западные аналитики не сомневаются, что, купив Affiliated Computer Services, Xerox нацелилась на глобальный рынок ИТ-аутсорсинга. Но надо учесть специфику приобретения: Affiliated Computer Services обслуживает госконтракты, прежде всего в правительствах США, Канады и ряда европейских стран. Сможет ли Xerox с такой специализацией отхватить большой кусок пирога? Скорее ДА, чем НЕТ: ведь у приобретенной компании есть многолетние контракты с более чем 1700 органами власти, она является крупнейшим поставщиком услуг по удаленному управлению для государственных учреждений в США. Выручка ACS за 2008 год на 90% состояла из сумм, полученных за счет услуг аутсорсинга и управления операциями других компаний. Главная цифра — годовые продажи размером в 6,5 млрд долларов — заставляет верить в светлое будущее Xerox на новом поприще. Что касается мегасделок, то в 2008 и 2009 гг. средняя стоимость сделки по ИТ-аутсорсингу и ее продолжительность продолжали снижаться во всем мире. Тем не менее, катастрофического спада здесь нет: кризис даже побуждает заказчиков скорее подписывать контракты. По оценкам Gartner, количество крупнейших в мире сделок в области аутсорсинга в 2008 году выросло до 12 (в 2007 году их было 10). Мегасделки, по определению Gartner, начинаются от суммы контракта в $1 млрд., заключенного от имени одного поставщика услуг. Так, в IDC в 2007 г. насчитали 14 мегасделок.

На российском же рынке IDC отмечает ужесточение конкурентной борьбы среди поставщиков ИТ-услуг. По данным исследования IDC Russia IT Services Competitive Analysis, по итогам 2008 г. ведущими поставщиками стали компании IBS, Техносерв, КРОК, ЛАНИТ и КомпьюЛинк. Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка увеличилась по сравнению с прошлым годом и составила 29,9%. Объем самого рынка ИТ-услуг в 2008 году превысил $5,22 млрд., что соответствует годовому приросту в 18,7%. В рублевом выражении этот показатель составил 15,4%.

Нельзя также обойти вниманием такое событие уходящего года, как старт проекта Point4All, запущенного Softkey совместно с компанией Cyscom, одним из лидеров на мировом рынке SaaS. Техническое обеспечение проекта взяла на себя компания IBS DataFort. На площадке Point4ALL представлен ряд принципиально новых на российском рынке продуктов. Изюминка заключается в продаже решений по модели Software-as-a-Service (или «софт как услуга»). Предложения для координации работы отдела кадров, CRM, управления проектами и продажами — все это уже можно найти на «прилавке» Point4All. Клиент за небольшую стоимость получает веб-доступ к выбранному продукту; при этом отпадает необходимость оплачивать сразу полную стоимость дорогостоящих программных продуктов. Основной сегмент покупателей — компании малого и среднего бизнеса, которых интересует возможность оптимизировать ИТ-бюджет.

В целом модель SaaS в уходящем году стала одним из обсуждаемых трендов. В исследовании AMR Research, которое посвящено ключевым ИТ-проблемам среднего бизнеса, говорится о том, что в ближайшие полтора года количество сервисных контактов будет увеличиваться. И отмечается увеличение числа клиентов, переходящих на получение ПО по модели SaaS. Сколь заметным будет прогресс в данной области? Все зависит от готовности поставщиков обеспечить недорогую поддержку, в том числе в сегменте решений CRM, HR и др. Сегодня, по данным исследования (более 700 компаний с доходом в диапазоне от 750 млн. до 3 млрд.долларов), средний бизнес поворачивается в сторону ИТ-аусторсинга, который раньше был не доступен по цене или же неинтересен вовсе. Уже в третьем квартале 2009 года количество контрактов выросло. Это говорит о том, что аутсорсинг становится доступнее и «неизбежнее» для бизнеса разного масштаба.