Аутсорсинг. Версия 2.009

По мнению исследователей Outsourcing Institute, западный рынок сервисных услуг быстро приближается к той черте, переход которой повлечет за собой более значительные и далеко идущие последствия. Эта черта — Аутсорсинг 2.0. В сущности — новый аутсорсинг. Непосредственно сам термин «Outsourcing» как определение принципиально новой модели управления вошел в бизнес практику с 1989 года, когда Eastman Kodak нанял внешние компании для приобретения, запуска и сопровождения своих систем обработки информации. Истоки же практического аутсорсинга в промышленности многие относят ко времени «великого противостояния» в XIX веке Генри Форда и Альфреда Слоуна младшего, а также возглавляемых ими Ford и General Motors. До 1990 х годов ИТ аутсорсинг использовался лишь крупными компаниями и то — в качестве самого последнего средства, когда надежды уже не было. Большинство сделок отвергалось на уровне Советов директоров и при содействии высококвалифицированных сторонних консультантов. $250 миллионная сделка Eastman Kodak коренным образом изменила отношение к внешнему подряду в ИТ. Количество подобных сделок и, соответственно, их стоимость стали расти. В XXI веке годовые затраты на аутсорсинг во всем мире превысили $1 триллион. Например, в 2003 году совокупная стоимость 100 крупнейших аутсорсинговых сделок в Европе достигла $44 млрд. И вот сейчас мы стоим на пороге новой эры аутсорсинга, о чем говорят следующие факторы: накопившиеся проблемы во всех аспектах аутсорсинга, необходимость дальнейших изменений, развитие Web 2.0 и его растущее влияние на процессы коммуникаций, сотрудничества и обмена знаниями.

Отрасль информационных технологий традиционно богата терминологическими нововведениями, придумками названий и теорий для того, чтобы показать нужность и, в ряде случаев, незаменимость тех или иных услуг в ней. Аутсорсинг 2.0 — это новая, более гибкая модель сервисного обслуживания клиентов. Сегодня на повестке дня рынок также обсуждает концепцию SOA (Service-Oriented Architecture), которая используется как преобразователь ИТ-инфраструктуры клиента для доступа к набору управляемых услуг — с тем, чтобы клиент мог использовать модель pay-per-use. Очевидно, что в сложные экономические времена высокоэффективный бизнес — или тот, который таковым стремится стать — ищет новые модели сотрудничества с аутсорсерами, особенно в части схем оплаты. Поэтому на смену традиционному пакетному (централизованному) предложению приходит сервис-ориентированная архитектура, которая позволяет обслуживать самый широкий спектр клиентских запросов. У модели pay-per-use есть три основных преимущества:

  • статус ИТ-департамента меняется от «центра затрат» к «центру прибыли»;
  • руководство ИТ-департамента сможет предсказывать и демонстрировать финансовый эффект от вливания финансов в ИТ;
  • повышается статус руководителей департаментов, отвечающих за ИТ.

Видимо, на этих трех китах и будет пока держаться аутсорсинг сегодняшнего дня. На последних форумах и профессиональных конференциях участники только подтверждают сказанное выше. И, несмотря на период финансовой стагнации, объемы аутсорсинга будут расти. По прогнозам аналитиков, около 40% компаний по всему миру собираются увеличить свои ИТ_бюджеты. И как минимум половина ИТ-руководителей этих организаций планируют потратить по меньшей мере 10% выделенных финансов на аутсорсинг.

Для поставщиков аутсорсинговых решений подобные цифры — новость, безусловно, хорошая. При этом аналитики говорят о том, что вряд ли выделяемые деньги будут потрачены на аутсорсинг целого ИТ-отдела. Опрос Effective IT Survey еще в прошлом году признал данную стратегию чрезвычайно непопулярной. В рейтинге эффективности она заняла последнее место (только 5% респондентов планируют выводить всю работу ИТ на аутсорсинг). Поэтому на арене информационных технологий появляются более сложные и одновременно более гибкие модели сервисного обслуживания.

Согласно видению Gartner, будущее аутсорсинга — как раз в уже упомянутой модели pay-per-use: она становится переломной точкой в развитии рынка ИТ-сервисов, приводит к периоду ускоренных изменений и новшеств. В течение следующих двух лет данную модель стоит расценивать как «неизбежную». И новая реальность ИТ-рынка начнется с принятия общих пользовательских стандартов. Одна из данностей этой реальности — все повышающиеся требования по предоставлению сервисных услуг. Да-да, речь идет о модели SaaS, или Software-as-a-Service. Ключевым следствием эпохи всеобщей виртуализации становится активное развитие концепции SaaS. Виртуализация сопряжена со многими сложностями, как правило, c высокими расходами на ПО и приложения. Никуда не деться и от необходимости использовать новые ценовые метрики и схемы. Очевидно, что виртуализация серверов и памяти способствует повышению гибкости, большему уровню использования ресурсов, автоматизации и снижению стоимости управления. А если прибавить ко всему этому концепцию SaaS, то сомнений не остается: экономика оказывается экономной.

Ничуть не меньшие «претензии» клиентов наблюдаются и в области инфраструктурного аутсорсинга (Infrastructure Utility Servises), в том числе по условиям хранения данных. На данной сцене большие роли будут отводиться новым услугам — например, IU-in-the-cloud, продвигаемым компанией Google и онлайн-ритейлером Amazon (который уже представляет такую услугу, как хранение).

Еще в мае 2007 года Gartner прогнозировал рост объема этих услуг. Тогда опрос 120 компаний показал, что 27% уже используют одну из форм IU, а 89% станут потребителями этих сервисов в течение ближайших двух лет. Наконец это время пришло, и объемы рынка начинают говорить сами за себя. Но для полного спокойствия клиенту и провайдеру не хватает лишь некоторой упорядоченности в предоставлении и потреблении услуг. Ясно, что есть потребность в общей стандартизации. Примером из другой отрасли может служить европейский документ Markets in Financial Instruments Directive (MiFID). У сервисной модели аутсорсинга есть неоспоримые преимущества. Потребители могут делать микс из услуг отразличных поставщиков, избегая тем самым многомиллионных сделок с длительной пролонгацией. Это особенно важно для тех, кто к ИТ-аутсорсингу до сих пор подходил с некоторым недоверием. Тем не менее, организации должны понимать, что новое видение аутсорсинга невозможно реализовывать в своих стенах без sourcing-стратегии.

И что в итоге? Рынок ИТ неизбежно поменяет свой облик за счет технологий виртуализации и Web 2.0. В Gartner отмечают, что уже сегодня насчитывается 14 альтернативных моделей предоставления сервисов. И по оценке аналитиков, к 2012 году около четверти всех ИТ-услуг будут предоставляться по нетрадиционной модели.

СМЕНА ПАРАДИГМЫ ИТ В ПОЛЬЗУ СЕРВИСОВ

Еще в 2005 году эксперты ЛИНЭКС разработали десятилетний прогноз основных параметров и вех в развитии аутсорсинга на российском ИТ-рынке который довольно точно характеризует происходящее.

Признание заказчиками превосходства поставщиков ИТ-услуг. За счет реинжиниринга используемых ими моделей и процессов предоставления услуг поставщики ИТ-услуг выходят на такой уровень качества и стоимости сервисов, который становится труднодостижимым для внутренних ИТ-департаментов компаний (в первую очередь, из-за необходимости масштабных инвестиций в непрофильную для них деятельность). Компании признают превосходство компетентности и уровня экспертизы поставщиков ИТ-услуг, как в части технологических решений, так и в части менеджмента процессами внедрения и эксплуатации ИТ.

Разрыв в квалификации клиентов и поставщиков ИТ-услуг. Из_за большей финансовой и карьерной привлекательности многие наиболее квалифицированные ИТ-специалисты переходят на работу к поставщикам услуг. Разрыв в квалификации ИТ-персонала клиентов и поставщиков становится все больше. Компании признают: чтобы уменьшить риск потери вложенных денег, лучше покупать наиболее ценных специалистов у поставщика ИТ-услуг.

Появление новых игроков. Число игроков на рынке ИТ-услуг активно увеличивается. На рынок выходят как небольшие сервисные компании, специализирующиеся в узких индустриальных областях, совместные предприятия, первоначально созданные крупными поставщиками и их клиентами в рамках своих проектов, так и бывшие ИТ-подразделения тех клиентов, которые инвестировали серьезные средства в их развитие.

Рост слияний и поглощений. Слияния и поглощения становятся одним из основных способов расширения бизнеса на рынке ИТ-услуг.

Признание глобальной модели. В целях снижения расходов на покупаемые ИТ-услуги, клиенты начинают их закупать по глобальной модели.

Объем аутсорсинга бизнес-процессов превышает 50% от объема аутсорсинга их ИТ-функций.