Год текущий. Год грядущий

В октябре Минэкономразвития РФ опубликовало прогноз по изменению структуры рынка информационных технологий. Если в 2008 году более 50% его объема относилось к аппаратным средствам и только 20% — к программным, то уже к 2012 году соотношение изменится (41,4% против почти 27%). При этом в структуре отрасли доля «железа» снизится к 2012 году до 36,5%. Такова «сухая» картина ИТ-рынка. Но от цифр никуда не деться.

Особенно важным участникам рынка представляется прогресс в объеме рынка услуг. Через 2 года он — будем верить прогнозу — увеличится по сравнению с 2008 годом в 1,6 раза, что в денежном выражении составит свыше 1141 млрд. рублей. И отдельно стоит отметить рынок услуг, точнее, рост спроса в этом сегменте с прошлогодних 28,6% до 35% к 2012 году.

Впрочем, уповать на одну лишь положительную динамику в отрасли не стоит. На пути ее развития всегда будут стоять различного рода барьеры — от недостаточно проработанной законодательной базы в области защиты данных до форс-мажоров в виде экономических потрясений на глобальном уровне. Поэтому МЭР РФ озвучивает два варианта развития ИТ-отрасли. И один из них, пессимистичный, предполагает, что в следующие тридцатьшесть месяцев рынок не сможет восстановиться до уровня 2008 года (прогноз на 2012 год: 91% по сравнению с 2008 годом). На динамику отрасли будут оказывать влияние такие факторы, как снижение спроса на ИТ-услуги, оптимизация расходов, рост неплатежей за предоставленные услуги, замораживание проектов, снижение индексов промышленного производства, сокращение численности ИТ-персонала.

Тем не менее, на рынке преобладают оптимисты. Компания in4media по заказу Ассоциации стратегического аутсорсинга НП «АСТРА» провела исследование российского рынка ИТ-аутсорсинга, в котором приняли участие 82 компании, работающие на территории РФ. Как показал анализ, к концу текущего года оборот российского рынка аутсорсинга достигнет 900 млн. долларов. При этом в числе главных ожиданий — рост востребованности аутсорсинговых услуг как результат снижения расходов предприятий на ИТ. При сохранении текущих тенденций в 2010 году рынок может преодолеть значимый для индустрии порог в $1 млрд. Оправдается ли прогноз? До нового года ждать осталось совсем недолго.

Ключевым фактором, содействующим развитию аутсорсинга, стала оптимизация издержек у заказчиков, гласят данные упомянутого выше исследования. Что приятно для сервис-провайдеров, аутсорсинг все чаще используется в качестве инструмента управления предприятия в целом. Об этом заявили 17,9% респондентов. Более 14% участников опроса не сомневаются в том, что конкуренция на отечественном рынке — позитивный фактор развития аутсорсинга в области информационных услуг.

Кто, как не конкуренты, могут без прикрас оценить состояние рынка и ближайших «соседей»? Опрос показывает: почти четверть поставщиков считает своим ближайшим конкурентом IBS и более 17% — КРОК. Впрочем, никто не умаляет профессиональных амбиций других игроков рынка, чья доля на арене аутсорсинга также заметна.

 

 

 Будущее ИТ-аутсорсинга — за технологиями в области виртуализации. Хотя и его настоящее уже давно крутится вокруг этой концепции. Организации продолжают повышать эффективность использования ресурсов, ускорять развертывание новых сервисов и увеличивать отказоустойчивость. Клиенты и сервис-провайдеры стоят на пороге следующей волны влияния виртуализации на структуру сети. Виртуальная локальная сеть и стекирование устройств — хорошо известные примеры. Но виртуализация сетевых сервисов наряду с крупными коммутаторами уровня ядра и центра обработки данных начнет менять подход предприятий к проектированию сетей.

На прошедшем 29 октября Форуме «ИТ-Лидер» много внимания уделялось непрерывности бизнеса и разным способам построения и обслуживания ЦОДов — в силу «новых экономических условий». Елена Шадрина, директор департамента по информационным технологиям DPD в России, отметила, что обеспечение непрерывности — это один из подходов к формированию обоснованного бюджета на ИТ. «Конечно, сегодня сложнее, чем прежде, строить работу в данном направлении, — сделала ремарку Шадрина. — Не каждая компания сейчас может позволить себе построить полноценный ЦОД. Альтернативой может стать, например, размещение резервной системы на внешней площадке». А это говорит о том, что те компании, которые к аутсорсингу ранее относились очень настороженно, опасаясь за конфиденциальность данных, ныне всерьез рассматривают использование сервис-провайдеров, в том числе и «облачные» технологии.

Если возвратиться к данным исследования in4media, то стоит обратить внимание на доли спроса по конкретным направлениям. Есть ли чему удивиться? В России наиболее востребованными услугами в ИТ-аутсорсинге традиционно являются сетевые и телекоммуникационные сервисы. Однако в лидерах роста иные направления — управление приложениями, услуги ЦОД и управление ИТ.

 

Положительная динамика вселяет надежду на то, что у сервис-провайдеров и клиентов появится новое видение сотрудничества. Во многих отраслях экономики отношения с провайдерами ИТ-услуг строятся уже на уровне «стратегического партнерства», поэтому назрела необходимость разработки законодательных актов с целью нормативно-правового регулирования аутсорсинговой деятельности. И 2010 год, без сомнения, пройдет под знаком обсуждения этих тем.

Так, еще в 2008 году о начале своей работы объявило Некоммерческое партнерство «АСТРА» (Ассоциация стратегического аутсорсинга). Данное профессиональное объединение участников ИТ-рынка сконцентрировалось на вопросах развития и внедрения системы аутсорсинга ИТ-услуг на российских предприятиях. На сегодняшний день в состав учредителей НП «АСТРА» входят известные компании, давно и успешно работающие в сфере ИТ-аутсорсинга, такие как: СБСистем, КРОК, ТесКом (ГК Оптима), Россервис, СтинсКоман, ISG, Инфосистемы Джет, EDS НР, Открытые технологии, in4media, IBS DataFort.

Среди целей Ассоциации: объединение усилий и возможностей ведущих участников рынка для развития аутсорсинга в России; формирование и развитие цивилизованного рынка стратегического аутсорсинга, снижение недоверия и рисков заказчиков. Основные задачи, которые ставит перед собой НП «АСТРА» — это продвижение мирового опыта, идей и технологий аутсорсинга среди российских организаций и компаний; поддержка и координация усилий в налаживании взаимовыгодного и эффективного диалога между различными группами участников процесса аутсорсинга; разработка и адаптация методологий аутсорсинга, подготовка инициатив по изменению законодательства и нормативных актов; информационно-аналитическая поддержка заказчиков и аутсорсеров; формирование системы страхования рисков и правил профессиональной деятельности и механизмов обеспечения ответственности в реализации проектов аутсорсинга.

В рамках своей деятельности 26 ноября 2009 года Ассоциация проведет масштабное мероприятие — Астра-Форум, посвященный актуальным вопросам аутсорсинга, современным мировым и российским тенденциям на этом рынке, а также обзору практических достижений в сфере аутсорсинга.

 

Возвращаясь к упомянутому выше исследованию, следует сказать, что на сегодняшний день эксперты отмечают следующие отличительные характеристики российского рынка ИТ-сервисов: общий низкий уровень зрелости и непрозрачность (недостаток информации), отсутствие общепринятых индустриальных стандартов, низкий уровень знаний в области аутсорсинга у руководителей предприятий.

Не смотря на кризис, в 2009 году произошел и ряд позитивных сдвигов: стандартизация услуг ИТ-аутсорсинга, реструктуризация всего рынка под воздействием кризиса, а также усиление кооперации сервис-провайдеров. Все это вселяет уверенность в том, что и в 2010 году российский рынок ИТ-аутсорсинга продолжит поступательное развитие.

На Западе также уповают на эффективность аутсорсинга. Так, 74% опрошенных компанией Capgemini исполнительных директоров предполагают, что именно аутсорсинг поможет выжить их компаниям в сложившихся условиях. 70% рассчитывают сэкономить таким образом средства, которые смогут потом вложить в развитие бизнеса. А 60% считают, что аутсорсинг может сделать их компанию более гибкой. Наиболее позитивно настроены в этом отношении производственные компании.