Реалии и тенденции российского SaaS

Российской SaaS-платформой Softcloud были проведены независимые исследования в области SaaS.

Результаты исследования показали, что в данный момент наибольше количество запросов, приходится на сервисы, входящие в направление "управление бизнесом" (бухгалтерия, склад, ресурсы и процессы, задачи и проекты, техническая поддержка, продажи и контакты, маркетинг и реклама). Этот показатель достаточно высок из-за того, что сервисы хорошо представлены на рынке, их процент от общего количества сервисов составляет около 37%.

Запросы, связанные с почтовыми коммуникациями, составляют 15% от общего числа клиентских запросов. Такие коммуникационные сервисы, как телефония и видеоконференции, получили 19%. Два вида коммуникационных сервисов были сознательно разделены в ходе исследования, так как при их продвижении должен быть использован разный подход, и сегменты пользователей значительно различаются.

Кроме того, были выявлены основные трудности предоставления SaaS-сервисов в России. Ими оказались большая территория страны (и из-за этого оплата лишнего трафика); отсутствие хорошего канала Интернет в некоторых регионах; высокая доля пиратства программного обеспечения, а также отсутствие на рынке достаточного числа мультивендорных провайдеров. Так же распространненой трудностью может являться угроза информационной безопасности при уводе IT-сервисов в «облака», именно таким образом системные администраторы и директора по информационным технологиям объясняют свое не желание использовать SaaS в компаниях средней руки. Черный пиар «облаков» с их стороны понятен. При переключении компании на «облачные» сервисы роль CIO стремится к нулю: вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится откатоемкость должности, а от сокращения отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для наемного топа чувство собственной важности. Нет уверенности, что перевод почты, телефонии и антивирусов в модель SaaS (а это основные приложения, которые клиенты согласны отдавать наружу) сведет роль CIO к нулю, но совершенно ясно, что проблема безопасности является серьезным сдерживающим фактором

Что касается географии запросов сервисов в России, то на первом месте по объему использования облачных услуг стоит Центральный федеральный округ, следующую позицию занимает Сибирь, далее следует Северо-Западный федеральный округ.